Не так давно на сайте "Школа Юннатов" был поднят вопрос об отношении к зоологическим коллекциям, для составления которых животных приходится убивать. Это и тушки, и чучела, и зафиксированные препараты, и коллекции засушенных насекомых.
Вопрос возник в связи с тем, что подобные коллекции составляют львиную долю учебных пособий для средней школы, нередко учителя дают детям задания связанные с зоологическими музеями, да и самим ученикам приходится фиксировать, вскрывать, сушить насекомых, и т. д.
Был проведен (и проводится до сих пор) опрос, показавший, что большинство людей относится к таким коллекциям отрицательно. Кроме этого, было организовано обсуждение этого вопроса, в котором приняли участие самые активные посетители сайта. Сейчас можно уже подвести предварительные итоги обсуждения, что мы и попытаемся сделать.
Во-первых, надо заметить, что от коллекционирования живых объектов отказаться, по крайней мере на данном этапе, невозможно, так как они представляют незаменимый, самый объективный научный материал. Именно зафиксированных животных можно наиболее точно определить, только они дают достоверные данные о строении животного, а потому являются самым наглядным пособием как для учебной, так и для научной работы. Таким образом, вне зависимости от нашего к ним отношения, зоологические коллекции будут существовать всегда.
И все же, оправдывая убийство животного научными целями, мы должны оправдывать его вполне. Никогда и никто, будь то ученый или натуралист-любитель, не должен забывать, что, лишая жизни живое существо, он несет за это полную ответственность. Все мы должны приложить максимум усилий для того, чтобы животное, принесенное в жертву науке, было не только гуманно умерщвлено, правильно зафиксировано, и хранилось бы в соответствующих условиях, но и использовалось бы в полной мере. Заспиртованные крысы и лягушки, не покидающие шкафа в кабинете биологии не могут быть оправданы образовательными целями.
Негуманное, нерациональное обращение с природным материалом демонстрирует нашу нравственную бедность и недостаток культуры. Когда свидетелями такого обращения становятся дети, они получают не лучший урок.
Для того, чтобы наше сострадание живому не превращалось в пустые слова, давайте выделим несколько положений, следование которым поможет более рационально использовать живой материал.
- Теоретическая подготовка.
Перед тем, как приступить к фиксированию живого сущетсва, человек должен четко знать, каким образом это надо сделать. Количество "не получившихся" препаратов должно быть сведено к минимуму. Преподаватели и учителя, дающие студентам и школьникам задания по сбору зоологических коллекций, должны особенно следить за тем, насколько усвоен ими теоретический материал. Кроме того, на подобных занятиях обязательно должны подниматься вопросы гуманности.
- Техническое оснащение.
Прежде, чем приступать к сбору коллекции, надо позаботиться о том, чтобы животному было обеспечено гуманное умещвление и подходящее хранение. Даже в суровых экспедиционных условиях нужно сделать все возможное. Энтомологам-любителям совет: не собирайте коллекцию мелких насекомых, если у вас есть только швейные булавки.
- Высокая культура хранения и использования препаратов.
Препараты надо не только хорошо сохранить на максимально долгое время. Коллекции должны быть подобающим образом систематизированы и оформлены, коллекция не должна напоминать свалку никому не нужных вещей. При использовании коллекции, с препаратами нужно обращаться бережно, учителя и преподаватели должны показывать своим воспитанникам пример не только аккуратного обращения с препаратами, но и уважения к жизни, "положенной на алтарь науки".
- Разумное использование коллекций животных.
Это в особенности касается учебного процесса. В случаях, когда это не вредит содержательности, нужно по возможности использовать фото- и видеосъемку, схемы, рисунки, наблюдения за живыми животными (живые уголки, зоопарки, экскурсии на природу). Также необходимо сократить до минимума умерщвление животных на занятиях.
Конечно, все это не поможет напрямую решить какую-либо глобальную экологическую проблему. И все же, об общей культуре обращения с зоологическими коллекциями забывать нельзя, ведь с ними имеют дело в основном те люди, от которых во многом зависит дело изучения и охраны окружающей среды. Сегодня воспитываем таких людей мы, завтра среди них суждено жить нашим детям, а послезавтра наши внуки будут жить в мире, состояние которого зависит от этих людей. В деле формирования ответственного отношения к природе мелочей не бывает, так что давайте не будем закрывать глаза на нравственную проблему сбора, хранения и использования зоологических коллекций.
Ссылки по теме:
Пожалуйста, выскажите свое мнение о данном материале. Мы буде очень признательны за любые Ваши соображения относительно зоологических коллекций, будь то практические рекомендации или воспоминания детства.