Школа Юннатов - на главную страницу

Статьи и публикации >> К вопросу о летних ученических занятиях по природоведению >>

К ВОПРОСУ О ЛЕТНИХ УЧЕНИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

copyright © Д.Кайгородов
copyright © Людмила Агальцова
(адаптация текста к современному русскому языку)

Мне пишут:

"Простите, что опять обращаюсь к вам с одним вопросом, на который, как мне кажется, следовало бы обратить внимание. Дело в том, что во многих местах России производится самое хищническое истребление животных, птиц, разорение птичьих гнезд и уничтожение яиц. Плохо то, что часто такие хищнические набеги происходят под прикрытием якобы научных исследований: для коллекционирования фаун известных местностей. Я говорю, конечно, о детях и их наставниках. Например, несколько лет тому назад мне пришлось посетить казенное реальное училище в одном провинциальном городе. Обставлено это училище, в педагогическом и других отношениях вполне удовлетворительно. Но меня поразило то обстоятельство, что многие ученики слишком ревностно занимаются коллекционированием зоологических объектов. Это было бы, разумеется, очень похвально, если бы упомянутые занятия проводились по должной системе. Между тем, у некоторых учеников я находил (это было под осень) целые десятки однородных, не препарированных еще с весны птичьих яиц. Такие яйца, понятно, уже не могли поступить в коллекции. Ученики, видимо, без всякого научного интереса, менялись между собой подобными птичьими яйцами: например, за несколько мелких давали одно крупное, и проч. Когда я расспрашивал учеников, кто им советует заниматься собиранием зоологических коллекций, они мне указали на своих преподавателей, говоря, что им советовали все больше и больше доставлять зоологических объектов для музея упомянутого училища. Затем, живя два года тому назад в деревне, мне пришлось быть свидетелем, как два ученика-реалиста, тоже по наущению педагогов, истребили массу полезных птичек. Так погибло несколько соловьев, разных пеночек, корольков и других мелких насекомоядных птиц. Эти "убийства" производились по совету педагогов училища, советовавших заниматься "естественными науками". Между тем, никем не руководимые дети не только не препарировали убитых ими птиц, так что последние загнивали и затем выбрасывались, но даже их не определяли, вовсе не интересуясь характеристикой вида".

"Мне кажется, что можно было бы путем печати ограничить подобные набеги юношей на мир животных. Многое зависит от руководства педагогов, и если педагоги сознают, что трудно бороться против стремления детей к разрушению частей органического мира, то не могут разве они направить это стремление на занятие более невинное, как, например, гербаризацию? Детскую любознательность уничтожить трудно, да и незачем, а следует только направить эту любознательность на изучение не фауны, (как занятия, более трудного и требующего известной опытности и зрелости суждений) а флоры, или на изучение мира неорганического. Дети и юношество с энтузиазмом набросятся на собирание цветов и трав той местности, где они живут, и, под наблюдением опытного руководителя принесут себе много пользы изучением местного растительного мира. То же и по отношению к минералам и почвоведению. Зоологию же детям следует оставить в покое; даже занятия беспозвоночными в детском возрасте, могут развивать инстинкты бессердечия и кровожадности: видеть, как какой-нибудь жук живет проколотым на булавке и двигается - явление, совсем не поучительное для ребенка или юноши. Но еще худшее влияние может оказывать коллекционирование позвоночных животных. Кровь, предсмертная агония, а иногда даже и опасность - для человека неопытного, имеющего дело с такими позвоночными, как например ядовитые змеи (наши гадюки), - все это заставляет желать, чтобы дети и юношество занимались в свободное время не зоологией, а собиранием растений, камней и почв".

Факты, приводимые автором письма, говорят сами за себя и не требуют больших комментариев. Мне хочется только подчеркнуть некоторые из них и высказать несколько дополнительных мыслей, касающихся затронутого в письме вопроса. Действительно, нельзя не рекомендовать достаточно сильно господам учителям (и воспитателям) не только самим не подавать мысли относительно собирания коллекций птиц и яиц, но даже, напротив, удерживать и отговаривать своих учеников (и воспитанников) от коллекционирования этих предметов природы. Мне самому приходилось встречать, в роли коллекционеров птичьих яиц, учащихся детей (иногда даже гимназистов-классиков), производящих это дело совсем так, как говорит автор вышеприведенного письма. Прикрываясь именем науки, они систематически разоряли гнезда, не хуже любого "темного" деревенского мальчишки, - брали из гнезда полные кладки (не оставляя ни одного яйца), причем не обращали никакого внимания на степень насиженности яиц и нисколько не интересовались даже, какой именно из птиц принадлежит ограбленное гнездо. То же самое относятся и к стрелянию птиц, в видах, якобы, их коллекционирования. Несомненно, что подобного рода "коллекционирование" есть не что иное, как плохо замаскированное удовлетворение охотничьих инстинктов, и притом инстинктов дурного разбора. Конечно, такие деяния учеников должны быть не поощряемы, а искореняемы самым энергичным образом - путем убеждения и даже запрета. Только в виде крайнего исключения коллекционирование яиц и птиц может быть разрешаемо тому или другому юноше старших классов, - серьезному, дельному, заведомо и особенно интересующемуся орнитологией, а также умеющему хорошо опорожнять яйца от их содержимого и хорошо препарировать птичьи шкурки. При этом необходимо следить за тем, чтобы каждое яйцо и каждая шкурка сопровождались этикеткой с обозначением времени и места (географического) их находки, так как лишь при соблюдении этого условия собранные предметы могут иметь научное значение. Вместе с тем, такому юноше-коллекционеру необходимо внушить, чтобы он обращался возможно экономнее с коллекционируемыми им предметами - ограничивался бы одним-двумя экземплярами одного вида птицы, - одним-двумя яйцами из данного гнезда, причем никогда не брал бы из гнезда последнего яйца, так как птица нередко бросает гнездо, когда из него выбраны все яйца до одного.

Вообще, в учениках должно быть всячески вкореняемо убеждение, что лишение жизни безвредного (а тем более полезного) животного (в данном случае птицы, яйца) может быть оправдано лишь серьезной научной целью, в противном же случае это будет деяние недостойное образованного - или готовящегося быть таковым - человека.

Что же касается до коллекционирования насекомых, то я не вполне разделяю в этом отношении взгляды автора письма. Во-первых, разница между насекомыми и позвоночными животными сильно велика; а во-вторых, значительное большинство насекомых является существами вредными для человека, - полезных и даже безвредных между ними сравнительно немного. Само собою разумеется, что напрасное "мучительство" при этом не должно быть допускаемо, тем более что большинство насекомых умерщвляется легко и безболезненно (эфиром, бензином и проч.). Конечно, преподаватель должен по возможности добиваться, чтобы из коллекционирования его учениками насекомых не выходило простого, бесцельного собирания. Он должен требовать, чтобы каждое насекомое обязательно было снабжено этикеткой с показанием времени и места его находки, и во-вторых, чтобы собранные насекомые были сгруппированы по отрядам (жуки и бабочки также и по важнейшим семействам), или же, по меньшей мере, сгруппированы по собственному усмотрению собирателя - по крупным наружным сходственным признакам, что уже представляет некоторую пользу, научая смотреть, различать и сравнивать. Отстранять же совсем детей, и в особенности мальчиков, от собирания насекомых и направлять их на коллекционирование растений, минералов и почв, как этого желает автор письма, вряд ли будет целесообразно, тем более, что, как мне неоднократно случалось наблюдать, среди мальчиков весьма распространен предрассудок, будто бы гербаризация - или, как они говорят насмешливо, "собирание цветочков" - есть дело "девчонское"... Этим я, конечно, отнюдь не хочу сказать, чтобы не следовало направлять учеников-мальчиков (в особенности младших классов) по преимуществу на коллекционирование растений. При этом, разумеется, нужно предъявлять к собранным гербариям те требования, о которых было упомянуто выше, по отношению к коллекционированию насекомых (этикетирование и группировка), а не довольствоваться лишь беспорядочным и бесцельным сушением растений.

В заключение, не могу не упомянуть еще об одном роде из летних зоологических занятий, о которых автором письма вовсе не упоминается - о занятиях биологического характера: устройство импровизированных аквариумов (широкая банка из-под варенья, с водой и горстью пущенными в нее водяными насекомыми, головастиками, рыбками, и т.п.), террариумов (та же банка, с мхом и камнем на дне и помещенными в нее ящерицами, маленькими лягушками, жабами, черепахами, и т.п.), гусеничных питомников и проч. Учеников следует возможно больше заинтересовывать именно этого рода занятиями, предпочтительно перед коллекционированием мертвых объектов природы. При этом крайне желательно, чтобы дети вели дневники своих аквариумов, террариумов, и проч. Такие дневники, помимо поучительности самого ведения их детьми, в руках опытного преподавателя могут послужить и прекрасным материалом для зимних классных занятий по природоведению.

1901 год


Вернуться в раздел "Статьи и публикации" >>


реклама на сайте:
*****


*****


Копирование материалов сайта без ведома авторов запрещено и будет преследоваться по закону.

Copyright © Ecologia.Ru
Designer&Webmaster&Administrator -
Ludmila Agaltsova